Меню

Делимся опытом

2021 год – это год 70-летия нашего учреждения образования. 4 октября 1951 года постановлением Совета министров БССР было принято решение о преобразовании Глубокской сельскохозяйственной школы на станции Бигосово в Полоцкую среднюю сельскохозяйственную школу по подготовке председателей колхозов. Именно это событие дало отсчёт большому жизненному пути нашего колледжа. В период с 25 по 29 октября 2021 года в колледже прошла Неделя открытых учебных занятий «Наш педагогический опыт тебе, родной колледж!», посвящённая юбилею учреждения образования.

Открыли Неделю преподаватели специальности, по которой подготовка специалистов более полувека была основной для колледжа – «Бухгалтерский учёт, анализ и контроль».

* * *

Юрий Евгеньевич Коновальчик – преподаватель высшей квалификационной категории, работает преподавателем в колледже 19 лет, имеет большой опыт практической работы в организациях сельскохозяйственного профиля. Дисциплина «Экономика организации», тема учебного занятия «Оплата труда работников организации».

Преподаватель продемонстрировал методику проведения классического комбинированного занятия. Занятия с хорошей плотностью, привлечением интересного статистического материала, позволяющего формировать у учащихся навыки аналитического мышления. Невозможно не отметить качество реализации воспитательного потенциала учебного занятия: это и уместный акцент на сложности санитарно-эпидемиологической обстановки и необходимостью борьбы с Ковидом, и трудовое воспитание на примере участия в сельскохозяйственных работах), и юбилейный год колледжа.

Преподаватель хорошо владеет вопросами развития современных тенденций в области экономики. Именно поэтому в качестве опережающего задания учащаяся Ксения Полынская подготовила эссе на тему «Человеческий капитал» и под руководством преподавателя очень органично увязала его с такой актуальной для нас сегодня темой как юбилей учреждения образования. Ведь все 70 лет, разные педагоги, в совершенно разных условиях делают одно большое дело – создают человеческий капитал.

Учащиеся группы Б21 отмечают, что Юрий Евгеньевич «весьма добрый, умный и любящий свою профессию человек. Учебный материал, который он излагает, понятен, прост и хорошо запоминается. Дискуссии, которые ведутся по темам экономики и не только, всегда чёткие и аргументированные.». Ребята говорят о том, что занятия этого педагога приобретают необычные краски, и они их ждут с нетерпением снова и снова!

* * *

Тамара Николаевна Дёмина, преподаватель учётных дисциплин высшей квалификационной категории. Когда-то выпускница нашего колледжа, а сегодня преподаватель с 29-летним стажем работы.

Дисциплина «Особенности бухгалтерского учёта в других сферах». Тема занятия «Первичный, сводный, бухгалтерский учет затрат и выхода продукции основного производства. Исчисление и корректирование себестоимости продукции зерновых и технических культур». Учебное занятие формирования новых знаний. Методическая цель учебного занятия – демонстрация использования в образовательном процессе интерактивного оборудования мультиборда). Мультибордом учебный кабинет, заведующим которого является Тамара Николаевна, оборудован к началу этого учебного года. И как комментирует сама хозяйка кабинета, интерактивная панель стала хорошим подспорьем для преподавания дисциплин, используется оборудование практически на каждом занятии. Работа преподавателя с мультибордом оживила учебное занятие, презентация привлекала внимание учащихся своей насыщенностью, радужными красками и высоким качеством исполнения. Технические возможности интерактивной панели позволяли увеличивать те или иные части слайда, давали возможность приблизить документы, выполненные мелким шрифтом и т.д.

С целью обеспечения качественного усвоения понятий темы, применён метод визуализации учебного материала посредством просмотра информационных видеосюжетов. Так учащиеся группы, изучая вопросы исчисления и корректирования себестоимости продукции зерновых и технических культур, смогли увидеть эти культуры воочию.

Необходимо отметить, что выражая своё отношение к преподавателю учащиеся группы Б32 были единодушны: «очень добрый, отзывчивый, ответственный, грамотный, весёлый, высококвалифицированный и дисциплинированный преподаватель! Доносит всю информацию в доступной форме, при необходимости всё объясняет и не один раз. На её лекции хочется приходить!» и т.д., в методическом кабинете 17 индивидуальных отзывов учащихся, они разрисованы сердечками и на всех подпись «С любовью группа Б32».

Открытые учебные занятия на самой молодой специальности «Операционная деятельность в логистике» провели преподаватели Аниховская Виктория Юрьевна и председатель цикловой комиссии, преподаватель высшей квалификационной категории Петкевич Владимир Эдвардович.

* * *

Аниховская Виктория Юрьевна, молодой преподаватель, со второй квалификационной категорией, магистр. Учебная дисциплина «Логистика», тема открытого учебного занятия «Системы управления запасами: характеристика и расчёт основных параметров». Методическая цель – демонстрация методики проведения комбинированного учебного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Занятие насыщено различными видами деятельности учащихся: тест-опрос по домашнему заданию в Google-форме, ведение опорного конспекта, решение производственных ситуаций с использованием технических возможностей интерактивной доски, выполнение задания «Пазл», направленного на первичное закрепление нового учебного материала с использованием возможностей одного из онлайн сервисов.

По мнению коллег, активная работа с обучающимися прослеживалась на протяжении всего учебного занятия. Простейший приём, возможность заработать определённое количество фишек и в конце учебного занятия повысить свою отметку по результатам тест-опроса, ярко выражено способствовал повышению активности учащихся. В своём отзыве о педагоге учащихся группы Л21 написали: «Профессия педагога одна из самых значимых, т.к. от педагога напрямую зависит то, насколько учащиеся образованы и воспитаны. Мы будущее, а педагог стоит у истоков формирования этого будущего. Считаем, что Виктория Юрьевна не ошиблась в выборе профессии. Это умный, высококвалифицированный педагог, преданный своему делу. Изложение материала у Виктории Юрьевны доступное. На своих занятиях она использует различные способы работы с нами, викторины, тесты и многое другое), чтобы нам было интересно изучать эту дисциплину для своей будущей профессии».

* * *

Процесс оптимизации учебной деятельности предполагает «включение» в учебный процесс учащихся, которые осваивают новые виды деятельности: выявляют проблемы, приобретают навыки исследования и проектирования, сотрудничают, применяют известные и создают новые технологии получения продукта. Примером такого «включения» мы можем рассматривать открытое учебное занятие по дисциплине «Логистика складирования» преподавателя Петкевича Владимира Эдвардовича.

Тема занятия «Проектирование грузовых единиц. Определение потребного количества грузовых единиц». Это практическое занятие, методической целью которого педагог определил демонстрацию использования игровых технологий. Владимир Эдвардович педагог с солидным стажем работы, в нашем учреждении образования отработал два года. С сентября 2020/2021 учебного года возглавляет цикловую комиссию логистических дисциплин. Говоря о практическом занятии, всегда подразумевается необходимость отработки знаний и умений, выработка каких-то навыков. Владимиру Эдвардовичу, используя игровые технологии, удалось в рамках одного учебного занятия объединить: - отработку теоретических знаний, и выработку определённых практических навыков на стыке теории и практики; - коллективные и индивидуальные формы работы; - элементы игры и выполнение серьёзных профессионально значимых задач; - определённую лёгкость работы в команде и ответственность за решение проблемного вопроса. Актуализация опорных знаний, необходимых для дальнейшего выполнения практических заданий, прошла в форме «игры на выбывание». Учащимися при выполнении опережающего задания подготовлено определённое количество достаточно неплохих вопросов по пройденному материалу, которые могут использоваться как базовые вопросы контроля знаний. Игровая форма актуализации способствовала сглаживанию возможности возникновения у учащихся определённого дискомфорта, который зачастую возникает при проведении контроля знаний. Основная часть практического занятия состояла из трёх этапов, два из которых предполагали работу в команде, а далее каждому учащемуся необходимо было выполнить индивидуальное задание. Результаты его выполнения стали важнейшим критерием при выставлении отметки за занятие. С точки зрения использования игровых технологий, методически обоснованно было введение экспертов, и надо отдать должное, девчонки выполнили свои функции на должном уровне.

Домашнее задание выдано развёрнутое, помимо задания по учебнику, есть творческое задание – спроектировать размещение стандартных евро-поддонов в 20-футовом контейнере решение проблемы выполняется графически). Выполнение творческих заданий такого рода являются хорошим тренажером отработки профессиональных навыков операционного логиста.

 

Все коллеги, посетившие учебное занятие Владимира Эдвардовича отметили 100% достижение всех целей учебного занятия. Учащиеся группы отмечают педагога как очень выдержанного, с которым комфортно работать как на теории, так и на практиках. Педагог доступно преподносит учебный материал, умеет заинтересовать. Учащиеся считают, что на практических занятиях они вырабатывают именно те навыки, которые, бесспорно, пригодятся им в будущей профессиональной деятельности.

* * *

И ещё одно учебное занятие с применением игровых технологий. Федорчук Ирина Константиновна. Мастер игры, педагог, который сам составляет игровые программы, для внеаудиторных мероприятий (вспомните знаменитый IT «Брейн-ринг»), активно использует соединение игровых и информационно-коммуникационных технологий в деятельности куратора учебной группы, педагог, который сам никогда не бывает сторонним наблюдателем игры и либо выступает в качестве игрока, либо (это бывает чаще всего) в качестве её организатора и ведущего.

Дисциплина «Базы данных и система управления базами данных», учебная группы П32, обобщающее занятие по теме «Язык структурированных запросов SQL». Давая самоанализ учебного занятия, Ирина Константиновна сказала, что осуществила свою давнюю мечту – апробировала хорошо ей известную, и часто используемую во внеаудиторной работе, технологию FunQize («весёлая викторина») на учебном занятии. Необходимо, отметить, что выбор формы для обобщающего занятия очень удачен. Игровые технологии, групповая работа смягчили для многих ребят момент подведения итогов с выходом на семестровую отметку.

Невозможно не отметить работу педагога по ведению электронного журнала группы. Учащимся при актуализации значимости цели учебного занятия была выведена на экран вся информация по изучению этой дисциплины, наглядно прорисованы возможные направления работы по повышению семестровой отметки.

А учащиеся группы П32 считают, что учебное занятие было информативным, познавательным, просто отличным и даже как-то освежающим.

* * *

Парчинский Сергей Анатольевич, стаж педагогической работы 1 год. Дисциплина «Физическая культура и здоровье», тема открытого учебного занятия «Перехват, ведение, передача мяча. Учебная игра эстафета)». На занятии работала группа нового набора П12.

Все преподаватели, посетившие открытое учебное занятие, отметили психологически комфортную обстановку. Ровный спокойный голос преподавателя создавал атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Преподаватель хорошо знает учащихся группы, ко всем обращается уважительно, по имени. Ребята хорошо понимают педагога, им знакома техника выполнения общеразвивающих упражнений, однако педагог, давая команду на выполнение упражнения, обязательно делает акцент на правильности его выполнения и показывает сам как оно должно выполняться. Особое внимание педагог уделял учащимся подготовительной группы, постоянно дозируя для них физическую нагрузку. Внимательно следил за настроением и эмоциональным состоянием особенно сложных учащихся, поэтому возникшая на занятии не совсем стандартная ситуация преподавателю была понятна и сразу сглажена, а по окончании учебного занятия – окончательно разрешена. Необходимо отметить, что учащиеся понимают преподавателя с полуслова. Группа спокойно и уверенно выполняла все команды преподавателя.

Все этапы учебного занятия выдержаны. Игра «Спортландия» добавила учащимся эмоций и здорового духа соревновательности. Заключительная часть бег в умеренном темпе и ходьба), дали возможность учащимся успокоится, привести в норму своё физическое состояние, что и подтвердили результаты пульсометрии.

Из анализа учебного занятия председателями цикловых комиссий: - «Занятие проведено на высоком методическом уровне, детально продуман каждый этап учебного занятия. Прослеживается системность в работе преподавателя»; - «Цели занятия достигнуты. Поставленные задачи реализованы в полном объёме. Особенно необходимо отметить работу педагога по реализации воспитательных задач учебного занятия. А также рациональность распределения времени на различных этапах занятия. Деятельность преподавателя на учебном занятии заслуживает высокой оценки»; - «Проведённая в конце занятия рефлексия показала, что практически каждый обучающийся почувствовал себя успешным, уверенным в себе, удовлетворённым собой!»

* * *

Учебное занятие по дисциплине немецкий язык проводила Медведская Виктория Васильевна, стаж работы в колледже 12 лет, первая квалификационная категория. Тема учебного занятия «Будущее нашей планеты. Что нужно делать для защиты окружающей среды?», методическая цель – демонстрация возможности использования интернет-ресурсов при проведении учебного занятия по иностранному языку.

Описывать и анализировать это учебное занятие очень сложно – его надо видеть и слышать причём слышать даже тому, кто не знает немецкого языка).

Мне из разговора с коллегами по окончании учебного занятия больше всего легло на душу высказывание Ольги Вячеславовны Арестовой: «Я ощутила себя в элитной немецкой школе».

Возникновение ассоциаций такого рода всегда относятся к категории очень высокой оценки. И действительно, анализируя это учебное занятие, коллеги отмечают:

- интересный подбор материала для проработки темы; - широкий спектр междисциплинарных связей химия, биология, география, охрана окружающей среды и энергосбережение); - насыщенность занятия, хороший познавательный эффект; - уровень владения преподавателя языком; - артистизм и умение педагога владеть аудиторией, чувствовать её; - огромный воспитательный потенциал. Информационные технологии помогали не только визуализировать необходимый учебный материал, но и осуществить с их помощью онлайн-аудирование. Помимо использования возможностей технического оборудования учебной аудитории, были задействованы и смартфоны учащихся. В тоже время нельзя сказать, что учебное занятие было перенасыщено использованием информационно-коммуникационных технологий, наоборот, смена учебной деятельности, методов и приёмов выполнения учебных заданий не позволили учащимся переутомиться при высокой плотности занятия. Выполненные учащимися, в качестве опережающего задания, мини-проекты позволили ребятам не только поупражняться в языке, но и провести небольшие исследования, высказать свою позицию по одной из экологических проблем современности, что бесспорно очень важно для современной молодёжи.

Учащиеся этой группы в зимнюю сессию будут сдавать экзамен по иностранному языку за курс средней школы – проведённое занятие всецело способствовало подготовке к экзамену, упражнения, предложенные к выполнению, позволили поработать над основными языковыми навыками письмо, чтение, говорение, восприятие речи на слух).

Учащиеся группы Л21 в своём отзыве написали «Виктория Васильевна хорошо преподносит материал. Старается, чтобы всем всё было ясно и понятно. С преподавателем очень комфортно работать. Уроки очень интересно составлены. Главное, что всё понятно. На занятия к Виктории Васильевне всегда идём с удовольствием».

* * *

Учебное занятие по дисциплине «Хозяйственное право», тема занятия «Правовое регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций», группа Ю32, преподаватель Ерошенко Татьяна Владимировна. Преподаватель высшей квалификационной категории, стаж работы в колледже 18 лет.

Методической темой открытого учебного занятия определена демонстрация методики проведения учебного занятия с использованием информационных технологий.

Татьяна Владимировна давно и очень активно занимается внедрением информационных технологий в образовательный процесс. На открытом учебном занятии преподаватель сумела показать интеграцию активных методов обучения с использованием различной компьютерной техники и интернет-ресурсов. Эта интеграция и используемый преподавателем разнообразный педагогический инструментарий, позволили организовать и провести учебное занятие на высоком методическом уровне. Все, использованные преподавателем методы и средства, соответствовали особенностям группы Ю32, были методические оправданы для изучения материала заявленной темы.

Учащиеся группы Ю32 в своём отзыве единодушно отметили, наверное, самое главное качество преподавателя «… компетентный преподаватель, к своим занятиям всегда подходит ответственно и грамотно!». И ещё, именно на учебном занятии Татьяны Владимировны у коллег возникла мысль о том, что хорошо бы было создать коллекцию видеоуроков такого уровня с целью изучения опыта, возможности детального изучения отдельных фрагментов, наблюдения за профессиональной работой педагога в рамках учебного занятия.

* * *

С учащимися групп, в которых проходили учебные занятия (131 учащийся), проведено анкетирование. На вопрос «На сколько, полученная на учебном занятии информация способствовала формированию ваших профессиональных компетенций?»:

— 87% респондентов отметили уровни высокий и выше среднего; — 91% учащихся отмечают, что информация преподнесена на высоком уровне доступности; — для 93% учащихся не осталось непонятных вопросов; — свою включённость в учебное занятие оценили на высоком уровне и уровне выше среднего 65% респондентов; — 95% учащихся высоко оценили уровень своего комфорта на занятиях этих преподавателей.

По результатам анализа записей преподавателей посетивших учебные занятия, есть запросы на мастер-классы от преподавателей Аниховской В.Ю., Федорчук И.К., Ерошенко Т.В., Дёминой Т.Н. Автор статьи Ильюшенок Галина Анатольевна, зам.директора по методической работе.

Областное УМО преподавателей информатики

Участники семинара

27 ноября 2019 года на базе нашего колледжа прошло методическое объединение преподавателей информатики и информационных технологий УССО Витебской области на тему: «Применение проектно-игровых технологий в преподавании дисциплин профессионального компонента». Вниманию участников семинара были представлены доклады "Технология проектного обучения в преподавании дисциплин профессионального компонента" (докладчик Кухта С.В.), "Внеаудиторная проектная деятельность как фактор, способствующий повышению мотивации к изучению дисциплин профессионального компонента" (докладчик Шадурский А.В.), "Игра как технология обучения" (докладчик Скурат А.А.), "Из опыта работы цикловой комиссии информационных технологий по реализации совместного многоцелевого проекта "Игра. Интеллект. ИТ" (Докладчик Федорчук И.К.).

Также в рамках методического объединения для участников была проведена показательная интеллектуальная игра в формате брейн-ринг. Ведущей и главным судьёй брейн-ринга традиционно являлась преподаватель информационных технологий Федорчук И.К.

В ходе игры сборная команда участников семинара «Super Teacher» сразилась с командой наших 3-курсников-программистов «Super Student». Командам были предложены вопросы на общее знание из IT-сферы. Игра состояла из 1 боя, в котором должна была победить команда, первая набравшая 5 очков. Бой был очень напряженным. Вначале со счетом 1:3 выигрывала команда педагогов. Чтобы подбодрить команду учащихся была проведена музыкальная пауза: шуточный танец имитирующий алгоритм сортировки массива методом «Пузырёк». Танец подготовили учащиеся группы П33. После музыкальной паузы команда «Super Student» догнала «Super Teacher». Счёт сравнялся – 4:4. Следующий вопрос не взяла ни одна из команд и так как по правилам игры не разыгранный балл переходит в следующий раунд, то со счетом 6:4 команда учащихся группы П33 вырвала победу у сборной педагогов.

По традиции учащимся-победителям были вручены сертификаты ПОИТ, а педагогам-игрокам – памятные медали участника брейн-ринга 2019.

Из опыта работы цикловой комиссии информационных технологий

20 сентября 2019 года в УО ПГЭК состоялся педагогический семинар на тему «Использование ИКТ в идеологической и воспитательной работе с обучающимися». Участники семинара

На мероприятии преподаватели цикловой комиссии информационных технологий поделились с коллегами своим опытом работы в этом направлении. Присутствующим были продемонстрированы результаты внеаудиторной деятельности преподавателей ЦК ИТ и примеры применения сервисов web 2.0 в работе куратора учебной группы преподавателями комиссии.

Участникам семинара были представлены следующие проекты:

мобильное приложение «Homeland» – руководитель Кухта С.В.;
челендж-проект «Герои-полочане» – руководители Аблам И.М., Скурат А.А.;
wiki-проект «Памятники Витебской области» – идейный вдохновитель Шадурский А.В.;
web-проект «Мой город светлый как мечта» – руководитель Парфянович А.В.

Далее преподаватели цикловой комиссии информационных технологий продемонстрировали примеры использования ИКТ в патриотическом воспитании кураторами учебных групп. В частности применение облачных сервисов на часах куратора, посвященных теме Малой Родины.

Присутствующим были продемонстрированы следующие технологии:

онлайн-тестирование – куратор Ромашко А.В.;
онлайн-соцопрос – куратор Ромашко А.В.;
онлайн-кроссворд – куратор Скурат А.А.;
разработка собственных карт в Google maps – куратор Федорчук И.К.;
интерактивная викторина в виде игры «Скачки» – куратор Федорчук И.К.

Участники семинара были объединены в 5 групп. Каждая из групп была оснащена ноутбуком, благодаря чему на семинаре был возможен интерактив. Присутствующие опробовали на себе технологию соцопроса, азартно поучаствовали в викторине типа «скачки» на тему «Моя Малая Родина – Полоцк». По итогам «заезда» победителям были вручены подарочные сертификаты на оказание услуг консультирования по работе с облачными сервисами, которые окажут преподаватели комиссии информационных технологий при «предъявлении» данного сертификата.

Ну и, конечно же, не обошлось без рефлексии. И для этого также была использована технология web 2.0 – «Интерактивная доска объявлений». Все желающие оставить свой отзыв о прошедшем семинаре могли перейти на облачный сервис либо с помощь гиперссылки на ноутбуке либо с помощью своего смартфона по QR-коду.

Участники семинара оказались очень активными и кроме текстовых сообщений поделились своими селфи.

Судя по отзывам на «Доске рефлексии» мероприятие было познавательным и интересным. Спасибо всем участникам и организаторам!

Организаторы семинара - преподаватели ЦК ИТ

pgaek_new_admin